Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:31 

Человеку свойственно ошибаться, а священнику прощать.
Хоббиты — насчёт этих толстячков известно не так много, как нам всем хотелось бы. Но именно этот факт придает им некую нерушимую атмосферу спокойствия и отдалённости от многих других народов Арды. Ореол бытового романтизма окружает хоббитский народ и остаётся нерушимым вплоть до конца мира.

Хоббитский народ близок к людям с анатомической точки зрения, но далёк с психологической. Если человек Средиземья — это существо социальное в своей общности, то хоббиты ведут активный контакт лишь с представителями своего народа. Конечно, есть исключения. Например, хоббиты, что живут на восточном берегу Барандуина. Поэтому сородичи относятся к ним очень скептически. В подтверждение тому можно привести цитату из книги «Властелин Колец. Хранители кольца»:

— Да ведь, кроме Бильбо, там в норе ещё этот, как его, Фродо? — заметил старый Сдубень из Приречья. — Зовётся-то он Торбинс, но Брендизайк, считай, наполовину, если не больше — такой идёт разговор. Чего не пойму — так это зачем было Торбинсу из Норгорда брать себе жену, смех сказать, в Забрендии, где народ ох не нашенский? ("Властелин Колец. Хранители Кольца". Глава I. Долгожданное угощение. Пер. с англ. В.Муравьева).

Культуру и быт хоббитов мы отнесем в отдельную тему, сейчас же обсудим их начальную историю. Как известно, само происхождение хоббитов не понятно, однако их первое место обитания находится близко к тому месту, где родился первый гном Даин. Это было примерно в междуречье рек Грейлин и Быстротечной (Восток и Запад). На юге место их обитания подходило к северным окраинам Лихолесья, то есть хоббиты соприкасались с эльфами. На севере — между Мглистыми горами и Серыми горами.

Были три народности хоббитов:

1) Шерстопалы (Лапитупы) — самый многочисленный вид. Они, однако, были смуглей других и отличались низким ростом. Можно предположить, что жили лапитупы на севере, ведь водили дружбу с гномами. Это подтверждает ещё тот факт, что руки и ноги их были хваткие, а жили они в предгорьях.

2) Кролы (Струсы) — коренастые, большерукие. Они селились на равнинах и в поречье. Любили плавать по реке Андуин и общались с людьми. Стоит опять же дать гипотезу, что именно о них сохранились предания в «Роханских сказаниях», ведь племя Эотеод жило именно там, где находились некогда Струсы. Эотеоды прибыли на северные земли примерно через 200-300 лет после ухода хоббитов, то есть заменили собой хоббитов, ушедших на запад. Надо добавить, что многие старые хоббитские слова и название были схожи с Роханскими.

3) Беляки — они в свою очередь предпочитали деревья и леса, также были знакомы с лесными эльфами. Их отличительными особенностями были: высокий рост, русые волосы и светлая кожа. Беляки считались умней и смелей своих сородичей, то есть обладали пассионарными качествами, в силу чего становились предводителями остальных.

Примерно в 1300 годах Т.Э хоббиты пустились странствовать и перешли через Мглистые горы. Что побудило их к этому — неизвестно. Можно построить теорию, что волнения в Лихолесье в 1100-1300 годах Т.Э эпохи, связанные с Сауроном, доходили до них и вынудили хоббитов искать другое место обитания. Всё же нам остаётся только гадать об истинных причинах.

Перейдя горы, хоббиты вышли в земли Эриадора, то есть на бывшую территорию королевства Арнор. Однако данного царства не было уже почти 500 лет, а существовало княжество Артедайн — северный осколок королевства. Князь, что восседал в Форносте, разрешил жить хоббитам на его земле, но обязал их чинить мост через реку Барандуин.

Так хоббиты расселились по западным землям и начали вести свой календарь в 1368 году Т.Э.

В 37 году по своему календарю они пережили поветрие Черной Смерти или, проще говоря, чуму. Все это случилось на фоне войны княжества против Королества Ангмар. Есть легенда, что хоббиты посылали ему на помощь отряд лучников, но у Артэдайна таких данных не сохранилось.

В 1147 году произошла битва в Зеленополье. Там хоббиты наголову разгромили гоблинов под предводительством Голнфинбула, именно в этом сражении отметился Бандобрас Крол, убивший предводителя гоблинов. Другой критический момент случился в 1158-1160 годах, когда наступила Долгая Зима. Об этих временах вскоре забыли, так как стали жить в изобилии.

Волею судьбы хоббиты были втянуты в пучину событий «Войны Кольца». В 1341 году Бильбо Торбинс, отправившийся в путешествие вместе с компанией Торина и магом Гендальфом, находит кольцо всевластия.

В 1401 году Бильбо уходит странствовать, а кольцо оставляет своему племяннику Фродо. В 1418 году Гендальф понимает, что именно это и есть «Кольцо всевластия». Маг тут же отправляет хоббита в Ривендел, а тёмные приспешники Саурона пересекают границу Хоббитании.

В 1419 году Саруман взял власть в Хоббитании, устроив там государственный террор. Многие были отправлены в исправительные норы. Хранителей кольца в это время не было, поэтому порядок навести были некому.

Однако, когда они прибывают, то быстро расправляются с бандами Сарумана. Злой волшебник погибает вместе со своим прислужником Гримой. Начинается новый подъем страны. Его пик пришелся на 1420-1421 годы.

Во время Четвертой Эпохи хоббиты живут всё так же обособленно, остерегаясь чужаков любых мастей.

11:40 

Человеку свойственно ошибаться, а священнику прощать.
Быт хоббитов отражается, конечно, на их укладе жизни. Он не может быть военным, в нём ну никак не играет большую роль искусство кузнецов, оружейников и других ремесленников, ибо хоббиты сами по себе создания иные. Среди них почти нет великих воинов, мудрецов и путешественников. Быть может, потому что хоббитам это всё не нужно.

Их обособленный от всего Средиземья жизненный уклад сделал этот народ, пожалуй, самым удивительным и запоминающимся. В повседневных занятиях у хоббитов было всё очень просто, как у народов древних степей (эту связь мы затронем в следующей главе — прим. Автора). Они любили поля пшеницы, где колоски неизменно смотрели в небо вначале, а потом нагибались под тяжестью зерен. Но всё же наибольшую любовь хоббиты питают к картофелю. В этом, по приданиям, особенно отличился отец одного из героев «Войны Кольца» Сэма Скромби — Старый Жихарь.

Очень странным является тот факт, что хоббиты боятся воды, хоть предки их, а именно Струсы, плавали по водам Андуина. Однако это не мешает им любить жареную рыбку, и рыбаков среди хоббитов не мало, тем более уж в регионах восточных от реки Барандуин. Но, как известно, тех хоббитов собственные сородичи считают странными или, проще говоря, сумасбродами.

В силу того, что хоббиты не носят башмаков, изготовлением их они не занимаются. Ну, а зачем? Всем известно, что у хоббитов очень крепкая кожа на ступнях, к тому же покрытая шерстью. Так что обувь — это дело лишнее.

Уже очевидно, что основная доля труда приходится на сельское хозяйство. В этом деле они преуспели — лучше всего у них росли ячмень, табак, виноград и другие зерновые культуры, конечно, помимо первой. Ранее мы упомянули картофель, но к нему стоит добавить томаты, лук, редиску и прочие овощи.

Но давайте пройдёмся по двум главным достояниям хоббитов — пиву и табаку. Начнем с первого. Во всем Средиземье можно выделить две главные винокуренные области — Дорвинион и Хоббитанию. Первый регион, расположенный на Востоке от Андуина, славился своим вином, а Хоббитания же производила и производит самое лучшее пиво. Но данный факт известен лишь на уровне локальном, то есть исключительно среди самих хоббитов. Но понять, что пиво хоббитов лучшее, мы можем из рассуждений четверых полуросликов из братства «Хранителей Кольца» о качестве пивных напитков, производимых в других регионах.

Ну, а теперь пройдёмся по табаку. О нём сами хоббиты готовы разговаривать вечно и где угодно, об этом ещё Гендальф упоминал. Про табак или же трубочное зелье, как сами они его называют, написан целый трактат — «Травнику Хоббитани», автором его был Мериадок Брендзайк. Поэтому лучше привести строки из данного произведения:

«— Это, — пишет он, — единственное искусство, которое мы твёрдо и по совести можем считать нашим собственным изобретением. Неизвестно, когда хоббиты начали курить, во всех наших легендах и семейных историях это само собой разумеется, многие века народ Хоббитании курил различные травы, смрадные и благоуханные. Однако все летописи сходятся в том, что Тобольд Громобой из Длиннохвостья в Южном уделе первым вырастил настоящее трубочное зелье в своем огороде во дни Изенгрима Второго, год примерно 1070-й, согласно Летосчислению Хоббитании (Л. X.). Лучшее наше зелье по-прежнему там и растет, в особенности же сорта, ныне известные под названием «Длиннохвостая травка», «Старый Тоби» и «Южная звезда».

Исходя из всего, можно сделать вывод, что хоббиты очень гордятся данным фактом и сами считают использование табака своим национальным достоянием.

Вот мы прошлись по занятиям хоббитов, осталось описать их нравы и уклад жизни. Жили хоббиты в норах, которые сами они называли «Cмеалы». Этот обычай пошёл у них ещё со старинных времен, когда они проживали за Мглистыми горами. Почему именно под землей? Тут играет роль, наверное, психология хоббитов. Ведь мы не знаем, из каких мест они пришли (предположительно, с дикого востока). Возможно, поэтому привыкли ещё тогда укрываться под землей.

Опыт создания нор не был единственным. Хоббиты так же строили себе дома и жили там семьями, но такое дело могли позволить себе не многие, ведь подобное стоило немалых денег.

У хоббитов есть управление. Представительное его звено — тан Хоббитан, чин которого чаще всего занимали Кролы. Но власти он не имел, хотя в моменты крайней нужды собирал народное ополчение и руководил им. Таких моментов было очень мало, поэтому Тан, как я уже сказал выше, это лишь представительный чин. Однако того, кто был в этой должности, все неизменно уважали.

По-настоящему делами хоббитов руководил городской глава города Землеройска. Его избирали раз в семь лет на большой ярмарке, но задачи его сводились к управлению большими пирами. Этот хоббит неизменно сидел во главе каждого большого пира в Хоббитании. Также в его обязанности входили дела почтовые, и быть главным среди Ширрифов. То есть обеспечивать мирное существование хоббитов по их порядкам и заботиться о своевременной доставке писем.

Административно Хоббитания делилась на четыре удела: Северный, Южный, Восточный и Западный. Уделы состояли из более мелких субъектов — округов. Округи были названы в честь самых древних родов, там проживающих. Охраной хоббитов была «Опорная горотьба» — стена на восточной границе Хоббитании.

Законы Хоббитании шли ещё со времён княжества Артедайн. Даже несмотря на то, что княжества этого давно не было, хоббиты блюли их с присущей им прилежностью.

Теперь давайте поговорим о нравах хоббитов. Вообще становится ясно ещё с книги «Хоббит», что эти создания очень консервативны. Они не испытывают любви к чужакам, и сородичей, которые общаются с этими самыми чужаками, не очень-то уважают. В хоббитах нет воинственности — народ это очень добрый и миролюбивый. Однако даже самого толстого хоббита довольно трудно напугать, ведь внутри них сидит храбрость, достойная самых славных витязей.

Из хоббитов получились бы отличные лучники, ведь меткость у них — навык врождённый. Но в силу того, что воевать они не любят, данным талантом пользуются только, чтобы зверей попугать.

Хоббиты любят поесть, да ещё несколько раз в день. Наверное, поэтому они все расположены к полноте, не чрезмерной, конечно, но толстячков среди них хватает.

Их совершенно не касается то, что происходит за пределами их земли. Из этого следует отметить, что путешественников среди хоббитов было уж очень мало.

Также стоит рассказать про любовь хоббитов к старым, совершенно ненужным вещам, которые выбрасывать уж очень жалко. Такие вещи они называют «Мусом». Скажу больше, у них есть целый музей мусома, который так и называется — «Мусомный Амбар», а расположен он в городе Землеройске.

Не все хоббиты грамотные, а уж если умеют читать и писать, то регулярно забрасывают письмами своих друзей, родственников и знакомых. Среди таких хоббитов отметилась Дора Торбинс — тётя Фродо Торбинса по отцовской линии. К 1401 году по летоисчислению хоббитов ей было девяносто девять лет, пятьдесят из которых она изводила бумагу на добрые советы родичам.

В окончании надо сказать, что хоббиты — это семейные существа. Они любили записывать сказания своих предков и жить большими родами, как, например, Туки.

Этнология и чипсы

главная